МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬСЯ КОМПОЗИЦИИ?
Petteri SULONEN, Хельсинки
Сначала я вел эти уроки по композиции на форуме Минольта в 2003
году. Первоначальной идеей было немного растрясти технофилию на форумах
DPReview; я подумал, что сообщество выиграло бы от небольшого
напоминания, зачем вообще нужны камеры. Уроки оказались более
успешными, чем я ожидал, и меня попросили повторить. Однако я чувствую,
что успел с тех пор научиться кое-чему новому в фотографии, а также в
её преподавании. Вот зачем здесь это вступление..
Фотограф, которым я очень восхищаюсь, Ed Leys (смотрите его работы на California Light and Structure)
, твёрдо уверен, что композиции невозможно и не нужно учиться вообще.
Он считает, что "обучение композиции" накладывает искусственные
ограничения на творческий процесс, и в худшем случае способно задушить
огонь и видение гения, тем самым делая наш мир беднее. Хоть я и не
вполне согласен с этим по причинам, описанным ниже, я думаю, что он
мыслит здраво.
Дилемма "обучения композиции" заключается в том, что нет способа
сделать это осмысленно без наложения рамок или правил, и очень легко
впутаться в эти рамки и правила и принять их за стандарт совершенства.
Постижение этих правил неминуемо приведёт к изменению видения и
фотографий того, кто им учится. Это также может отвлечь от
индивидуального качества работы. Факт остаётся фактом — картинка,
скомпонованная "по книге", остается просто картинкой, мастерски
скомпонованной "по книге". Интересная ли она, вызывающая ли, имеет
художественную силу или нет — никаким образом сюда не относится.
Но всё же я не настолько пессимистичен, как Ed. Мне повезло знать
нескольких людей, имеющих настоящий художественный талант — то
внутреннее пламя, которое проявляет себя в потребности создавать очень
индивидуальные, необычные, даже провидческие работы. Никто из них не
смог бы выразить это видение без изучения ремесла. В какие-то моменты
каждый из них проходил через "книжные" рамки, и это часто служило
полезной структурой, чтобы восстать и сломать её. По моему опыту,
настоящее художественное видение очень хрупко — и с другой стороны, это
такой огонь, который прожжёт и камень и сталь, чтобы выразить себя.
Посмотрите на ретроспективу Пикассо: он делал красиво скомпонованные и
исполненные рисунки и живопись в академическом стиле — когда ему было
14 лет. И у меня есть смутное чувство, что вряд ли ему удалась бы
Герника, если бы не те уроки в художественной школе.
Но можно ли научиться композиции?
В обычном смысле — конечно. Нет ничего необъяснимого или непонятного в
простых композиционных приёмах вроде знаменитого (или печально
знаменитого?) правила третей, направляющих линий, геометрии, наложения
фигуры и фона, движения и т.д. Однако, на мой взгляд, это всё не о том,
что надо. Функция "правил" не в том, что если вы примените их к своим
картинкам, то они станут лучше (хотя по сравнению с обычной
инстинктивной "не-композицией" они скорее всего станут). Вместо этого,
их функция побудить вас "думать композиционно" — дать вам грубый набор
инструментальных концепций, с помощью которого надо подходить к задаче
композиции. Толчок к тому, чтобы начать "видеть фотографически".
Так что я готов рискнуть и продолжить уроки композиции, практически в
том же формате, как я делал это в прошлый раз. Однако, попытайтесь все
время помнить, что правила и ограничения, неизбежные в уроках,
предназначены лишь для целей обучения: чтобы использовать их как
костыли, пока они вам нужны или полезны, а затем выбросить. От простого
слепого их применения ваши картинки могут стать или не стать лучше, но
это не даст им никакой художественной ценности. Если вы работаете над
фотографией и пытаетесь применить к ней "правила", но ощущаете, что это
не очень правильно и лучше идти другим путём — поздравляю, вы только
что окончили школу: вы видите композиционно, и принимаете активное
участие в создании фото по своим правилам, а не по инструкциям. Вы уже
на своём пути к отысканию собственного фотографического видения.
Таким образом, если вы считаете, что уроки композиции не нужны или
вредны, прекратите дальнейшее чтение. С другой стороны, если вы
чувствуете, что снимаете ваши фотографии в полной темноте — что они не
так хороши, как вам хотелось бы, но вы не знаете, что в них неправильно
на самом деле, тогда эти уроки будут для вас весёлыми или
инструктивными или даже полезными. В любом случае помните, что
фотография существует для радости, поэтому не относитесь ко всему очень
серьезно и ныряйте.
Домашнее задание
Я хочу, чтобы вы забыли всё, чем вы занимались в фотографии — верните
стрелку часов на ноль, или как можно ближе к нему. Я также думаю, что
это весело — сам проделал подобное упражнение несколько дней назад, и
получил очень мощный заряд от него. Так что, вот первое домашнее
задание по урокам композиции Петтери, модель 2004.
Хватайте камеру. Если у вас есть маленькая мыльница, хватайте её.
Если нет, хватайте свою обычную камеру. Если у вас зеркалка, берите
самый маленький и лёгкий объектив из тех, что есть. Установите камеру в
режим полного авто, наиболее вам подходящий — если вы новичок, то
обычный режим "навел-и-снял" подойдёт замечательно; если вы освоили
свою камеру, то можете зафиксировать несколько параметров типа ISO
(установите такое значение, чтобы не волноваться, если вдруг не хватит
света) и баланса белого (Облачность или Солнечно). Главная цель — чтобы
камера была готова снимать без излишней мороки.
Если вам нужен идеальный инструмент для этого упражнения, то пойдите и
купите одноразовую картонную камеру. Не забудьте только сдать их в
такой фотолаб, где вам сделают фотографии и на бумаге и на диске —
иначе вы не сможете поделиться ими с остальными "учениками".
Теперь идите гулять. Если вы каждый день ходите на работу пешком или
ездите на общественном транспорте, то это лучше всего. Если у вас есть
собака, идите с ней гулять. Если у вас есть жена, муж, парень, девушка,
дети, друзья, и кто угодно ещё, берите их с собой. Но также берите и
камеру.
Теперь снимайте всё, что попадётся на глаза. Не выискивайте красивых
картинок. Смотрите на вещи, как вы обычно на них смотрите, но на этот
раз делайте быстрые снимки. Забудьте о композиции, резкости, шуме,
точном фокусе, дрожании камеры и всём остальном: просто снимайте сразу
же, как увидели что-то. Убедитесь, что вы наснимали как минимум на один
ролик плёнки (то есть 36 кадров). Больше — лучше.
Потом загружайте картинки в компьютер. Выберите пять, которые вам
нравятся больше всего, и пять, которые, на ваш взгляд, полный отстой
(исключая те, которые технически так плохи, что никакого заключения по
ним дать нельзя, разве что они все равно выглядят хорошо, конечно).
Покажите их другим, и обсудите, почему вы выбрали именно эти снимки.
Также опишите, что вы чувствовали, пока снимали эти не-композиции.
Самое главное, не забывайте получать от этого удовольствие: это всё
должно быть весело.
И не волнуйтесь: в следующем уроке мы перейдём от неопределённых понятий к более классическим правилам композиции.
Источник: http://art.photo-element.ru/ps/may_comp/may_comp.html |