РАЗБОР ПОЛЁТОВ: КОМПОЗИЦИЯ
Предисловие от ХЭ:
Предлагаю вашему вниманию интересный материал, первоначально
опубликованный автором на своей странице в ЖЖ. По согласованию с
автором мы решили не преобразовывать текст в формат более серьёзной
статьи, а оставить его таким, как есть, поскольку и того, о чём речь
пойдёт далее, нам и так с лихвой хватит для раздумий и полемики.
Дмитрий ШЕР
Вы считаете себя фотографом, ведь у вас есть камера, и вы начинаете
комментировать фотографии друзей на фото.сайтах и в ЖЖ. И вы, конечно
же, пишете им, как вам хотелось бы доделать эту фотографию, ведь так?
Между прочим, это мало кого интересует.
Правило первое: никому не указывайте, что им надо делать.
Пускай вы растете и поняли, что есть такая вещь, как композиция.
Которая на самом деле, странная штука; это и "ритмика, акценты, и
привлечение внимания", и "расположение цветовых и яркостных пятен на
изображении", и "взаиморасположение элементов изображения в
пластических искусствах", и многое другое. Сам не в курсе, что это
такое. Знаю только, что это почти всё в фотографии. Где-то половина.
Которая почти всё. И изучать ее можно долго. Очень долго. Как
аналитически, так и чувственно. Но, предположим, вы прочли Лапина,
что-нибудь еще, услышали имя "Картье-Брессон", и начали теперь давать
уже советы: как исправить композицию. Или "у тебя тут ошибка в
композиции".
Правило второе: никому не указывайте на то, что кажется вам их ошибками.
Понимаете, если вы всерьез не изучали композицию, так и не говорите
о ней. Одной книжки, двух, трех - всего этого мало. Для ловли ошибок в
композиции нужен тщательный её анализ, а для него нужна голова. Одну
фотографию можно рассматривать и пытаться понять, что в ней не так - не
то что день, а даже целые и сутки. Всякое бывает.
Более того, это очень тонкая штука. Предпочел бы вообще не говорить о
ней словами.. Ну так вот. Что такое "композиция", уже понятно: ничего
не понятно. А в книжках пишут про "правила композиции". Ну там,
"правило третей", самое известное, вроде? Оно же "золотое сечение".
Правило третье: у композиции нет правил, которые всегда работают.
Так называемые "правила композиции" - это попытка формального описания законов восприятия (изображений)... Это
набор правил, точное соблюдение которых гарантирует приятность
изображения европейскому глазу. Обратное же, естественно, не верно: не
любое приятное изображение обязано соблюдать правила композиции -
поскольку законы восприятия куда шире любой их формализации. Почитайте
историю искусств, еще что-нибудь, только не какую-нибудь книжку
"фотография за неделю". Слово "изображений" в предыдущем абзаце не
просто так взято в скобки; восприятие, на самом деле, всего, в том
числе - и изображений. Само понятие "изображение" является частью
вашего личного культурного контекста. Который вы разделяете с сотнями
миллионов других людей, которые выросли в "западной" цивилизации. В
Китае другая культура и другие традиции восприятия. В Индии другая
культура... там даже музыка другая. Продолжать? Сдается, хватит. Итак:
Правило четвёртое: композиция - дело культурное.
Кроме того, как известно, мы все произошли от предков. Предки были
обезьянами (вроде) и хищниками (вот уж что точно). Поэтому в нашем
восприятии работают всякие визуальные приколы с сайта психфака МГУ и не
только, причем совершенно и абсолютно бессознательно. Значит, у
композиции, как и у сознания, есть сознательная часть (она же
культурно-контекстная), и бессознательная часть (всяческая ритмика,
например). Уже видно, что:
Правило пятое: композиция как минимум двухслойна по уровням восприятия.
На миг вернемся назад. Помните, вы прочли две-три книжки? И нашли
там пару правил? И в меру сил смотрите на фотографии своих друзей? А вы
в курсе, что пока вы держите в голове эти правила, у вас измененное
восприятие? Думаю, замечали. Вот, к примеру, я из-за этого изменения
восприятия телевизор смотреть не могу: тошнит от картинки (без учета
содержания). Так вот. Самое время всё забыть. Запомнив эти правила, вы
вывели себя из строя нормальных людей. И теперь только и будете
смотреть, что на соблюдение правил композиции. Этих самых двух-трех.
Необходимое лирическое отступление: я агностик, а вы?
Композицию можно, как я уже говорил, изучать долго. Очень. По любому
пути - мне все равно, по какому. Но этот путь бесконечен (я агностик,
да-да). И автор может понимать во всем этом куда больше, чем вы.
Настолько больше, чтобы уйти от слова "правила".
Правило шестое: не пытайтесь анализировать композицию без соответствующей подготовки.
И уж тем более не указывайте, еще раз, на "ошибки композиции" - на смех подымут. Ничего из того, что вы ими считаете,
может таковыми не быть. Начните с классики. Правда. История искусств..
античное, классическое, модерн, постмодерн, культура иных цивилизаций.
Мне жаль, что я никогда не ходил в художественную школу.
Но - дальше, дальше, дальше!
Все же, в восприятии есть что-то еще. Что-то, выходящее за рамки
культурного контекста и бессознательного восприятия. Это называется "ЛИЧНОЕ". Именно так, большими буквами и жирным шрифтом. Именно это заставляет нравиться фотографии из семейного альбома; это их ЛИЧНОЕ. Фотография своего ребенка матери милей шедевра Ботичелли и Да-Винчи.
Правило седьмое: восприятие - дело личное.
Что же писать-то "коллегам"? Как хвалить? Как ругать? Как объяснить,
что не нравится? А никак. Пока человек вас не уважает, и не готов
воспринимать вашу критику, ничего вы ему не объясните и не докажете.
Даже если вы можете. А доказать ему, что вы можете, проще всего своими
фотографиями (там и зауважать может, ага). Так что снимайте лучше,
снимайте больше, и забейте на свою дурацкую критику, которая никому не
нужна.
Правило восьмое: работать непрестанно над собой, а не учить других.
И в соответствии с этим, последним (оно же первое), правилом, пожалуй, мне пора откланяться. Спасибо за внимание.
Источник: http://photo-element.ru/analysis/comp_analysis/comp_analysis.html |