Меню сайта
Категории каталога
Макрофотография [5]
Натюрморт [3]
Пейзаж [10]
Портрет [5]
О фотографии [10]
15 уроков фотографии [1]
Светофильтры [14]
Композиция [16]
Интересное [0]
Химические фотопроцессы [2]
Сенсито..... и все что ее качаеться [2]
Сенситограмма, сенситометрия
Форма входа
Поиск
Друзья сайта


Воскресенье, 19.05.2024, 00:38ГлавнаяРегистрацияВход
для любителей и профессионалов
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Светофильтры

Об использовании светофильтров при съёмке пейзажей (Часть 2)
8. КОНТРАСТНЫЕ ФИЛЬТРЫ.

Интересной группой фильтров, совсем недавно появившейся на рынке, являются контрастные фильтры. Их выпускает фирма Tiffen, и называются они "Contrast" и "Ultra Contrast". Эти фильтры выполнены из прозрачного стекла с чуть белесоватым напылением. При съёмках пейзажа часто встречаются ситуации с условиями контрового освещения, когда перепад яркостей между самой тёмной и самой светлой частями снимка превышает возможности любой, даже самой любительской плёнки, по фотошироте. В таких случаях пользуются обычно нейтрально-градуированными (оттенёнными) фильтрами, о которых мы поговорим в следующем разделе. Но эти фильтры имеют один недостаток: их можно применять только в условиях, когда граница между светлой и тёмной частями примерно определена, и близка к прямой линии (например, горизонт). А что делать, когда мы снимаем ветку дерева на фоне солнца? Вот тут-то как раз и поможет упомянутый фильтр Contrast. В силу особенностей стекла, он притемняет светлые пятна и, одновременно, осветляет тёмные, ослабляя контраст. Вы можете и сами представить себе этот эффект, глядя через слегка замутнённое стекло на чёрный предмет. Фильтр Ultra Contrast имеет более выраженный эффект, чем фильтр Contrast.

9. ФИЛЬТРЫ ФИРМЫ COKIN.

Поговорим теперь о системе фильтров французской фирмы Cokin. По мнению автора, эти фильтры заслуживают отдельного рассмотрения. Фильтры Cokin, в отличие от большинства фильтров, представляют собой не круглые, а прямоугольные фолиевые пластинки. Они бывают трёх серий: “A” (amateur), “P” (professional) и “X-Pro” (XP) (extra professional). Серии отличаются размерами: “A” – квадратные со стороной 67мм, “P” – квадратные со стороной 83 мм и “XP” – прямоугольные 170 х 130 мм. Фильтры серии “XP” выполнены из высококачественного органического стекла CR-39. Фильтры закрепляются в специальных держателях, которые навинчиваются на объектив, и выпускаются для всех диаметров резьбы. Цена держателя примерно 5-7 долларов. Вам понадобится по одному держателю для каждого диаметра ваших объективов.

Фильтры серии “A” предназначены для фокусного расстояния не менее 35мм, и диаметра объектива от 36 до 62 мм, “P” – для фокусного расстояния свыше 20 мм и диаметров от 48 до 82 мм, в то время как серия “XP” – для любого фокусного расстояния и диаметров от 62 до 122мм. Автору встречались серии “А” и “Р” в московских фотомагазинах (к примеру, в "Кинолюбителе" на Ленинском проспекте). Цены на фильтры – более чем доступны.

Фирма Cokin выпускает 174 фильтра [каталог апреля 2000]. По праву можно сказать, что такого разнообразия светофильтров не ни у одной другой фирмы. Кроме обычного ряда фильтров, тут есть множество уникальных. Рассказ про все фильтры уважаемой фирмы Cokin может затянуться надолго, и этот рассказ будет больше похож на песню, поэтому остановимся только на некоторых, которые могут нам помочь.

Прежде всего, очень полезны “градуированные”, или, как их ещё называют, "оттенённые" фильтры. Они представляют собой частично окрашенные пластинки, условно скажем в верхней части. Фирма выпускает 41 такой фильтр разных цветов, плотностей и конфигураций окраса и границ между окрашенной частью и неокрашенной. Цвета бывают от нейтрально-серого [фильтры 120-121F] до ярко-флюоресцентных цветных [660-671]. Все они ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО полезны при съемке пейзажей. К примеру, у вас есть желание снять пейзаж с небом, яркость которого сильно превышает яркость нижней части снимка. Применение фильтров серии 120-121F задержит излишнее излучение в верхней части снимка, переведя акцент на “посветлевший” передний план. Они работают как фильтры ND, упомянутые ранее в нашем обзоре, только скромно называются “Gradual Grey” (градуированные серые). Конечно, они дают некоторый серый оттенок, но им можно всё простить, глядя на ярчайший передний план. По мнению серьёзной фирмы Singh-Ray, обычные плёнки могут правильно передать отношение освещённостей между самой светлой и самой тёмной частями изображения порядка в 3-4 шага экспозиции. Часто сцена имеет контраст до 10-ти, на закате контраст между небом и травой гораздо более 5-ти. Тут и помогут нейтрально-градуированные фильтры. Градуированные фильтры ND круглой формы других фирм имеют один существенный недостаток: вы не можете регулировать положение границы раздела затемнённой и неокрашенной части. Это принуждает вас делать пейзажи с линией горизонта по центру снимка, что абсолютно неприемлемо. Держатели фильтров Cokin позволяют перемещать фильтры вверх-вниз или вправо-влево, регулируя положение “линии” раздела (которая на самом деле размыта).

Фото 9. Фильтр GRADUAL GREY G1 (120) серии А фирмы Сokin.

Фильтры с маркировкой 122-139 являются цветными градуированными фильтрами естественных цветов. Тут нет только красного и салатового цветов, но при желании, комбинируя, к примеру, розовый и жёлтый фильтры, можно добиться красного, а комбинация жёлтого и изумрудного даст искомый салатовый. Держатели позволяют использовать одновременно до трёх фильтров (имеются три широких слота и один узкий для поляризаторов или крышечки). Если у вас буйная фантазия, и вам мало трёх слотов, систему можно нарастить до пяти слотов, вставив в один из них (крайний) ешё один держатель, с переходником (тоже недорогой). Необходимо лишь помнить, что минимально-допустимое фокусное расстояние при этом увеличится.

Фото 10. Фильтр GRADUAL YELLOW Y1 (132) серии А фирмы Cokin.

Фильтры 660-671 являются, как уже упоминалось, цветными градуированными фильтрами неестественно-ярких, флюоресцентных цветов, от которых, по словам Альберта Флейша, президента чикагской фотофирмы Central Camera, с кем автору довелось лично пообщаться, “люди сходят с ума”. Это действительно так, и первыми это делают сами фотографы, обладающие данными фильтрами. Особенно рекомендую обратить внимание на лиловые фильтры 668 (Gradual Fluo Mauve 1) и 669 (Gradual Fluo Mauve 2).

Фото 11. Вверху - фильтр GRADUAL FLUO BLUE 2 (667), внизу -фильтр GRADUAL YELLOW Y1 (132) серии А фирмы Cokin.

Также к градуированным фильтрам относятся фильтры 150 (Gradual Fog 1) и 151 (Gradual Fog 2). Это градуированные “туманные” фильтры, которые свободны от недостатков, присущих обычным туманным фильтрам, упомянутым ранее.

Применяя градуированные фильтры, можно изменить цвет верхней и/или нижней части снимка, или придать ему любой оттенок. Следует помнить, что это всё-таки наполовину тонированные стёкла, а не поляризаторы, поэтому облака, к примеру, тоже приобретут соответствующий оттенок. У автора нет никакой более лучшей рекомендации по их использованию, кроме как посоветовать читателю самому поснимать с такими фильтрами и определить самому допустимую границу между гармонией и какофонией цвета. Если вам захочется поначалу изменить одновременно цвета переднего плана и неба, то автор настоятельно рекомендовал бы оставить между ними хотя бы полосочку изображения естественных цветов, что бы окончательно не загубить фотографию. И не забудьте потом в профессиональной фотолаборатории при печати предложить свои рекомендации по поводу того, как такие фотографии печатать, и какие фильтры применять при печати. Автор, бывало, предлагал в фотолабораторию для корректировки цвета снимки с красным небом и изумрудно-синей водой, до тех пор, пока слова уважаемого Альберта Флейша не подтвердились, применительно к сотрудникам лаборатории, которые потеряли голову при подборе необходимого набора фильтров.

Последней группой фильтров, на которые мы обратим внимание, являются поляризаторы фирмы Cokin. Их одинадцать: 160 (Linear Polarizer) – линейный поляризатор, 161 (Polacolor Red) - поляризатор красного цвета 162 (Polacolor Blue) – поляризатор голубого 163 (Polacolor Yellow) – поляризатор жёлтого 164 (Circular Polarizer) – циркулярный поляризатор 165 (Redhancer) – насыщитель красного 170 (Varicolor Red/Green) – варьирование от красного до зелёного 171 (Varicolor Red/Blue) – варьирование от красного до голубого 172 (Varicolor Pink/Orange) – варьирование от розового до оранжевого 173 (Varicolor Blue/Yellow) – варьирование от синего до жёлтого 174 (Varicolor Blue/Lime) - варьирование от синего до жёлто-зеленого.

Фильтры 161-163 являются циркулярными поляризаторами. Надо сказать, что производимый этими фильтрами эффект несколько специфичен: возьмем для примера фильтр 162 (Polacolor Вlue): при вращении фильтра вокруг оси, картина меняется от слегка голубоватой со слегка голубоватыми отражениями до слегка голубоватой с темно-синими отражениями. То есть, он не “притемняет” отражения, а как бы “присеняет” их. Это и не удивительно: фильтр, по-видимому выполнен как обычный поляризатор, но из тонированного стекла. Фильтры других цветов – соответственно.

Использование этих фильтров вместе с линейным поляризатором (что не рекомендуется), приводит уже к другому поведению “системы” – при вращении их друг относительно друга и относительно объектива, изображение меняет цвет от реального, до очень тёмно-тонированного, цвета используемого цветного поляризатора. Про отражения тут вообще говорить не приходится: это после двух-то поляризаторов! Попытки комбинирования разных цветных поляризаторов приводят к едким, но бесполезным цветам, в разной мере окрашивающим всё изображение или только отражения. В общем, на большого любителя. Работа с этими фильтрами требует хорошей практики, но может привести к хорошим результатам (лучше при монохромной сцене, зимние пейзажи, к примеру).

Что касается фильтров 170-174, то их задача - менять цвет отражений в диапазоне рабочих цветов фильтра при его повороте вокруг оптической оси. Так, фильтр 170 (Red/Green) при одном положении окрашивает все отражения (и небо, конечно же) в красный цвет, а при его полу-повороте вокруг оптической оси - в зелёный цвет. Эффекты, даваемые этими фильтрами, Вы можете увидеть на снимках в таблице ниже:



Без фильтра С поляризационным фильтром
173

Положение Blue Положение Yellow
170

Положение Red Положение Green
172

Положение Pink Положение Orange

Как видите, с этоми фильтрами следует работать очень аккуратно, поскольку все они обладают неприятным побочным эффектом - остаточным цветом самого фильтра, который меняется от розового у Blue/Yellow (с фактором поглощения 2) до рубинового у Red/Green (с фактором поглощения 4). Вы можете видеть что такое остаточный цвет фильтра, взглянув на облака на Фото 12. Обратите также внимание на то, что остаточный цвет фильтра не зависит от угла его поворота.

Фото 12. Различные положения фильтра VARICOLOR BLUE/YELLOW (173) серии А фирмы Сokin.

Однако, если знать эти особенности данных фильтров и уметь их грамотно использовать, то можно получить довольно неплохие работы. Так, при использовании того же фильтра Cokin 173 Varicolor Blue/Yellow, следует помнить об его основных цветах - голубом и жёлтом, и об остаточном цвете - розовом. Если Вам удастся найти такую сцену, где все эти три цвета могли бы гармонично сочетаться, то в результате Вы можете получить фотографию, подобную приведённой на Фото 13.

Фото 13. Фильтр VARICOLOR BLUE/YELLOW (173) серии А фирмы Сokin.

При использовании этих светофильтров (как и всех других, дающих побочную паразитную тональность) совместно с цифровой фотокамерой, я рекомендую выставлять баланс белого по листу белой или нейтрально-серой бумаги непосредственно перед съёмкой, с надетым на объектив светофильтром. Таким образом вы избавитесь от нежелательной посторонней тональности, и от некоторых проблем, неизбежно возникаемых при корректировке баланса белого средствами Фотошопа. В таблице ниже обратите внимание на разницу между изображениями C и D: хотя цвет неба в этих вариантах совпал, но в варианте С у облаков появился розовый тон, заметный невооружённым глазом.

A. Изображение, снятое на цифровую фотокамеру Leica Digilux 1 без фильтров, баланс белого "солнечно".

B. То же изображение, снятое с фильтром Cokin VARICOLOR RED/GREEN (170), баланс белого "солнечно".

C. Изображение, снятое с фильтром Cokin VARICOLOR RED/GREEN (170), баланс белого "солнечно" (приведённое в варианте "B"), с Color Cast, выставленнымн впоследствии на компьютере по облакам.

D. Изображение, снятое с фильтром Cokin VARICOLOR RED/GREEN (170), баланс белого выставлен при съёмке вручную по листу белой бумаги. Наконец мы получили то, что хотели - зелёные отражения и белые облака.

10. МАКРОФИЛЬТРЫ И ПОЛУЛИНЗЫ.

Хотя макросъёмка не входит в тему этой статьи, но некоторые макрофильтры, называемые полулинзами, могут пригодиться и пейзажисту. Понять принцип их работы невозможно без рассмотрения их "старших братьев" - макрофильтров, то есть фильтров для макросъёмки. Макрофильтры представляют собой выпукло-вогнутые линзы различной кратности: +1, +2, +3, +4 и +5 диоптрии и называются, соответственно, "Close Up" или "Macro Close Up" с указанием кратности. Спешу развеять надежды большинства начинающих макросъёмщиков - эти фильтры не приближают и не увеличивают ваш объект съёмки в 5 раз, к примеру. Эффект, даваемый этими фильтрами, заключается в другом - они позволяют уменьшить минимальное расстояние фокусировки объектива, то есть снимать гораздо ближе от объекта. Как известно, чем ближе объект съёмки, тем он крупнее, на этом и основан макроэффект этих фильтров. К примеру, если объектив Sigma 28-80мм имеет минимальную дистанцию фокусировки примерно полметра, то применение макрофильтра кратностью +3 диоптрии позволяет уменьшить её до 15...17см, в зависимости от величины фокусного расстояния. Образно говоря, эти фильтры лечат фотоаппарат от "дальнозоркости", и это действительно даёт некий макроэффект, особенно на больших величинах фокусных расстояний (которые, как известно, тоже приближают предметы), но при этом приходится мириться с размытостью по краям кадра.

Теперь о полулинзах. Представьте себе макролинзу, разрезанную пополам - вот так и выглядит полулинза. Она изображена на фото справа. Такие фильтры имеют название "Split Field" или "Filt-Up". Задача полулинзы заключается в том,чтобы получить одинаково резкими предметы, расположенные на разных расстояниях, например, лес далеко на дальнем плане и цветочек в 15 см от фотоаппарата.

Для примера, посмотрите на фото 14. При попытках зуммирования без фильтра вы сможете получить резким либо цветочек (и то на расстоянии 50см от фотоаппарата), либо дальний план (фото слева сверху и снизу). Применив полулинзу (фото справа), вы получите резким и то, и другое, а кроме этого, к цветку можно приблизиться до 15см. Важно знать, что для таких трюков срез полулинзы должен совпадать с каким-либо прямым горизонтальным (или вертикальным) объектом, иначе на фотографии будет видна полоса. Наилучший эффект даёт применение полулинзы на больших фокусных расстояниях, порядка 80-100мм.

Фото 14. Фильтр SPLIT FIELD +3 (113) серии P фирмы Сokin.

11. ЦВЕТНЫЕ ФИЛЬТРЫ.

Завершают наш обзор цветные фильтры. К ним относятся такие фильтры, как красный (R), оранжевый (YA), жёлтый (Y), зелёный (G) и голубой (B), использующиеся в основном в чёрно-белой фотографии, а также синий фильтр 80, с которым мы уже знакомы. Часто в обозначении рядом с буквой стоит цифра, показывающая степень плотности фильтра. К примеру, жёлтый фильтр Y2 плотнее фильтра Y1. Также замечу, что красный фильтр R2, известный как RED-25 также используется в инфракрасной фотографии. Основное предназначение красного, оранжевого и жёлтого фильтров - усилить контраст при съёмке на чёрно-белые материалы, которые обладают большей чувствительностью к синей части спектра, чем к красной его части. Поэтому без этих фильтров фотографии, снятые под открытым небом, будут казаться неконтрастными и белёсыми. Применение жёлтого фильтра немного повышает контраст и ослабляет дымку, оранжевый фильтр имеет более сильный эффект (автор снимает на чёрно-белую плёнку именно с этим фильтром), а красный фильтр создаёт наивысший контраст, придавая, к примеру, небу с облаками очень драматичный вид.

Несмотря на то, что применение этих фильтров в цветной фотографии нецелесообразно, есть один случай, когда их применение может принести Вам очень удачные результаты. Дело в том, что белый цвет, как известно, можно получить, смешав красный, зелёный и синий цвета. Так, если вы возьмёте и сложете вместе три фильтра этих цветов, то Вы получите нейтрально-серый цвет. Этим обстоятельством как раз и пользуются некоторые фотографы-пейзажисты при съёмке пейзажей с текущей водой или водопадов. Установив камеру жёстко на штатив, делаются три последовательные экспозиции одного и того же кадра (наложение) с разными фильтрами. При этом, величина экспозиции при каждом снимке составляет 1/3 от нормальной, замеренной через все три фильтра. В результате получаются чудесные виды с игрой разноцветных струек или капелек воды. Вы и сами можете проделать такой эксперимент, даже если у Вас нет довольно редкого зелёного фильтра, а есть жёлтый - в этом случае можно сложить синий и жёлтый фильтры вместе, и получится искомый зелёный.

В заключение хотелось бы привести мнение американского журнала “Outdoor Photographer”: “Что общего между средствами для повышения потенции, силиконовой грудью и светофильтрами? - Вы можете использовать то и другое, только никогда не говорите никому об этом.”

Вот собственно и всё, что хотелось рассказать о съемке пейзажей со светофильтрами. Буду рад, если эта заметка разбудит в чьей-либо душе интерес к этим маленьким помощникам, играющим огромную роль в любительской и профессиональной фотографии.



Источник: http://photo-element.ru/ps/filters.html
Категория: Светофильтры | Добавил: photograf (26.08.2008)
Просмотров: 2758 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Copyright MyCorp © 2024