ГЛАВА 1-5. СВЕТОФИЛЬТРЫ ДЛЯ ПЕЙЗАЖНОЙ СЪЁМКИ
8. СВЕТОФИЛЬТРЫ – УСИЛИТЕЛИ ОТДЕЛЬНЫХ ЦВЕТОВ
Перейдём теперь к фильтрам – усилителям отдельных цветов. По
мнению авторитетной фирмы Cokin, указанные фильтры принадлежат к
семейству поляризаторов. Поскольку сам Jean Coquin был профессиональным
фотографом, и нам следует доверять его авторитету, то не будем особо
опровергать это мнение, но всё-таки скажем, что в отличие от настоящих
поляризаторов, оптические свойства этих фильтров не меняются при их
повороте вокруг оси. А вот что их действительно роднит с поляризаторами
– это высокая цена.
Все
фильтры этой группы сделаны из специального дидимиевого стекла. Этот
материал, кроме обычного стекла, содержит два редкоземельных элемента –
неодим и празеодим. Смешанные в различных пропорциях, они дают спектр
поглощения, с пропусканием в одной только узкой части видимого спектра,
скажем, в красной. Поэтому эти фильтры, конечно же, ничего не
усиливают, а наоборот, как бы равномерно «приглушают» все остальные
цвета, что в результате выглядит как усиление оставшегося. Поэтому,
кстати, все эти фильтры сильно поглощают световое излучение.
В
каталогах различных фирм-производителей встречаются фильтры–усилители
красного (Redhancer, Intensifier), зеленого (Greenhancer, Green Field)
и голубого (Bluehancer,
Blue Intensifier). Самыми полезными и распространёнными из них являются
усилители красного. Применение этих фильтров в пейзажной съёмке создаёт
интересные творческие возможности, насыщая отдельные цвета, эти фильтры
хороши для съемок закатов, разнотравья лугов, макро и осенних пейзажей.
Также они отлично подходят для городских пейзажей, в том числе, ночных.
При использовании этих фильтров стоит помнить про некоторые, присущие
им особенности.
Во-первых,
их качество широко варьируется в зависимости от производителя и
стоимости. Купив, к примеру, за 30-40 долларов фильтр Redhancer, вы
приобретаете настоящий усилитель красных оттенков, не оставляющий на
плёнке никакого постороннего оттенка, а за 15 долларов вам продадут,
скорее всего, розовый фильтр с тем же названием, но дающий невыводимый
оттенок на негативе. В ещё большей степени проблема посторонней
тональности касается фильтров, насыщающих голубой и зелёный цвет.
Маяк на озере Мичиган
Фото слева вверху снято без светофильтров. Фото справа в верхнем ряду - с использованием фильтра Sunpack Redhancer.
Фото слева внизу сфотографировано с фильтром Sunpack Bluehancer, справа внизу - с фильтром Hama Greenhancer.
Приступим к "разбору полётов". Фото без фильтров выглядит традиционно
лучше всех. Фото, с насыщенными красными цветами тоже всё ещё выглядит
очень неплохо, выделился как сам маяк, так и спасательные круги для
праздно шатающейся публики. Хуже обстоит дело с фото, на котором
усилены синие тона - весь снимок приобрёл синий тон, поглядите на белые
детали в основании маяка - даже они посинели. Положение спасает только
то, что на снимке кроме голубого неба и синего озера почти ничего нет.
Совсем плох снимок справа от него. Фильтр был призван усилить зелёные
тона (которых тут вообще нет), но взамен покрасил всё, и небо, и озеро
в зелёный цвет. Не рекомендую вам покупать фильтры, усиливающие синий и
зелёный цвет: бутылочное стекло даст такой же эффект, но обойдётся на
$46 дешевле. Обратите также внимание на то, что третье фото очень
напоминает то, что было снято с окрашенным поляризационным фильтром,
приведённое в предыдущем разделе.
Кстати:
Квадратное кадрирование действует на зрителя
гипнотически-умиротворяюще, поскольку оно бесконфликтно и уравновешено.
Фото 1. NIKON D70, SIGMA 28-80, ф.р.44мм, ISO200, 1/400c, f10, wb "солнечно",
Фото 2. То же, 1/80c, f10, wb "солнечно", фильтр Sunpack Redhancer,
Фото 3. То же, 1/160c, f10, wb "солнечно", фильтр Sunpack Bluehancer,
Фото 4. То же, 1/160c, f10, wb "солнечно", фильтр Hama Greenhancer.
Проблема
посторонней тональности становится практически непреодолимой при съёмке
на плёнки с повышенной насыщенностью цвета, например, на слайдовые.
Постороннюю тональность в таких ситуациях можно попытаться
нейтрализовать при печати в профессиональной лаборатории. Альтернативой
могут послужить "лёгкие" версии этих фильтров, выпускающиеся фирмой
Marumi специально для фотоматериалов с повышенной насыщенностью цвета.
Что такое "посторонняя тональность" при съёмке на фотоматериалы с повышенной насыщенностью цвета
Посмотрите на фото слева: при использовании негативной плёнки Kodak
Gold 100 и фильтра Sunpack Redhancer, на снимке не заметно никакого
постороннего оттенка, в то время, как на фото с изображением паутины в
лесу, снятом с тем же фильтром на слайдовую плёнку Fuji Velvia, хорошо
заметен розовый оттенок.
Кстати:
Почему мне захотелось использовать фильтр,
усиливающий красные тона, для съёмки фото с паутиной? Дело в том, что
эта сцена снималась ранним летним утром, когда преобладают розоватые
тона восхода, и мне хотелось их усилить. Закат же, наоборот, отличается
оранжевой тональностью.
Фото 1. NIKON N65, SIGMA 28-80, ф.р.28мм, 1/500c, f11 Kodak Gold 100, фильтр Sunpack Redhancer,
Фото 2. NIKON N65, SIGMA 28-80, ф.р.35мм, 1/30c, f5.6 Fuji Velvia 50, фильтр Sunpack Redhancer.
Как
я уже сказал, наиболее распространённые и практически полезные фильтры
этого семейства, Redhancer’ы, усиливают красный цвет. Это также значит,
что все цвета, имеющие красную составляющую, будут слегка изменены. Это
красный, оранжевый, фиолетовый и коричневый цвета. Например,
Intensifier фирмы Hoya особенно хорошо работает с фиолетовым цветом,
который, к сожалению, не так часто встречается в природе.
Ещё
одной важной особенностью фильтров Redhancer (или Intensifier) является
их способность насыщать не только красные оттенки, но и усиливать при
этом голубые и серые. Поэтому, если перед вами сцена, построенная на
контрасте этих цветов, то применение такого фильтра позволит вам
подчеркнуть этот контраст. Для примера, снова посмотрите на фотографию
с красным автобусом или на фото ниже.
Когда все разошлись
Несмотря на то, что это фото можно назвать пейзажем с очень большой
натяжкой, тем не менее, оно очень хорошо иллюстрирует тот факт, что
фильтр Redhancer насыщает не только красный, но и серо-голубой цвет.
Заметьте, что сцена как раз и построена на контрасте этих цветов,
тёплого и холодного.
Кстати:
При съёмке в церкви надо спрашивать разрешение у
настоятеля Храма. Будет очень хорошо, если вы потом напечатаете и
принесёте в Храм получившиеся фотографии.
NIKON N65, SIGMA 28-80, ф.р.28мм, 1/30c, f5.6 Kodak Gold 100, фильтр Sunpack Redhancer.
Наконец,
надо помнить, что фильтры этой группы имеют высокую светопоглащающую
способность, что приводит к увеличению экспозиции на 1-2 ступени.
Поэтому, при такой съёмке, нам может понадобиться штатив. Если же вам
приспичило использовать ещё и обычный поляризатор, то могу вас
заверить, без штатива вам просто не обойтись. При использовании этих
фильтров совместно с обычными поляризаторами, их действие удваивается.
Цветные сны осени
Одновременное использование поляризационного фильтра и фильтра,
усиливающего оттенки красного цвета удваивает действие последнего. А
если усилить это ещё и плёнкой с насыщенной цветопередачей, то фотошоп
отдыхает! Посмотрите также на фото с жёлтой берёзой в начале статьи,
выполненное по точно такой же технологии.
Кстати:
Затемнение в углах изображения вызвано очень узкой фотоширотой слайдовой плёнки.
Фото 1. NIKON N65, SIGMA 28-80, ф.р.28мм, 1/125c, f8 Fuji Velvia 50,
Фото 2. NIKON N65, SIGMA 28-80, ф.р.28мм, 1/4c, f8 Fuji Velvia 50,
поляризационный фильтр Tiffen C-PL, фильтр Sunpack Redhancer.
Если вы планируете подвергнуть ваш снимок компьютерной обработке в Adobe Photoshop,
то вам нет никакой необходимости приобретать эти фильтры. Более того, в
графическом редакторе мы сможем достичь гораздо лучшего эффекта. Для
этого мы будем насыщать отдельные цвета, используя Image > Adjustments > Hue/Saturation, выбирая там в выпадающем меню конкретные цветовые каналы из предлагаемых шести (Ctrl-1....Ctrl-6). Не рекомендую, правда, слишком злоупотреблять этой функцией – никакой цвет нельзя «отрывать» от других.
Redhancer от Adobe Photoshop
В качестве более точной альтернативы можно воспользоваться возможностью замены цвета, Image > Adjustments > Replace Color, выбрав там пипеткой нужный цвет и изменяя его насыщенность Saturation в меру испорченности своего вкуса.
При работе с этим инструментом обязательно обратите внимание на параметр Fuzziness
- его величина определяет тоновые границы заменяемого цвета. При малом
значении этого параметра будут заменён, к примеру, только красный цвет,
а при большом - также "соседние" оранжевый и фиолетовый. Удобнее всего
вначале выбрать какой-то цвет и насытить его, а потом двигать ползунком
этого параметра из стороны в сторону, остановившись наконец на каком-то
приемлемом варианте. Пример уже знакомой нам картинки, с насыщенными
таким образом красным и синим цветами показан ниже.
Светофильтры – усилители отдельных цветов
Обозначение |
K (a) |
Примечание |
HOYA Intensifier |
1.4 |
Насыщает красный цвет и его оттенки, не затрагивая другие цвета. |
MARUMI Redhancer |
нд |
Насыщает красный цвет и его оттенки. |
MARUMI Redhancerlight |
нд |
Версия MARUMI Redhancer для обратимых плёнок, имеет ослабленное действие. |
SUNPACK Redhancer |
2.5 |
Насыщает красный цвет, не даёт паразитной тональности. Также усиливает оттенки светло-серого и голубого. |
TIFFEN Enhancing |
2 |
Насыщает красные и коричневые тона, а также цвет ржавчины. |
B + W 491 Redhancer |
нд |
Насыщает красный цвет и его оттенки. Выпускается только с однослойным просветлением с каждой стороны. |
COKIN 165 Redhancer |
нд |
Насыщает красный цвет и его оттенки. |
SINGH-RAY Color Intensifier |
нд |
Насыщает оттенки красного цвета, выпускается прямоугольным для держателя Cokin типа «P». |
HOYA Green Field |
2.5 |
Насыщает зелёный цвет и его оттенки, не затрагивая другие цвета. |
HAMA Greenhancer |
1.5 |
Насыщает зелёный цвет. Даёт зелёную тональность по всему полю изображения |
MARUMI Greenhancer |
нд |
Насыщает зелёный цвет и его оттенки |
MARUMI Greenhancerlight |
нд |
Версия MARUMI Greenhancer для обратимых плёнок, имеет ослабленное действие |
HOYA Blue Intensifier |
2.5 |
Насыщает синий цвет и его оттенки, не затрагивая другие цвета. |
SUNPACK Bluehancer |
1.5 |
Насыщает синий цвет. Даёт паразитную тональность голубого цвета по всему полю изображения. |
MARUMI Bluehancer |
нд |
Насыщает синий цвет и его оттенки.При использовании с поляризатором удваивает эффект. |
MARUMI Bluehancerlight |
нд |
Версия MARUMI Bluehancer для обратимых плёнок, имеет ослабленное действие. |
HOYA Portrait |
1.15 |
Увеличивает насыщенность розовых, и подавляет жёлтые и оранжевые тона. |
HOYA Warm |
1.4 |
Уменьшает интенсивность синей и зелёной составляющих спектра. При портретировании кожа человека выглядит более смуглой. |
Источник: http://photo-element.ru/book/filters/intensifiers/intensifiers.html |