
Eastman Kodak © Arthur Tsao Photography
Дарья ПЫРКИНА
История
всемирно известной Eastman Kodak Company, одного из крупнейших в мире
производителей фото- и кинотехники, фотоматериалов и сопутствующих
товаров, входящего в число самых влиятельных транснациональных
корпораций, началась в конце 1870-х годов, когда младший клерк
Сберегательного банка Рочестера Джордж Истман приобрел фотоаппарат и
необходимые прилагаемые к нему принадлежности, чтобы запечатлеть
основные моменты своего отпускного путешествия.
Фотоаппараты тех времен обладали довольно внушительными размерами,
требовали тяжелого штатива, а весь процесс — еще и специальной палатки
для нанесения фотоэмульсии на пластины перед экспонированием,
проявления, высушивания, химикатов и емкостей для них. Для
транспортировки всего этого скарба к месту съемки, как сокрушался
Истман, требовалась по меньшей мере лошадь. В конце концов путешествие
Истмана отменилось, но увлечение фотографией стало поворотным пунктом в
его судьбе. Он задался вопросом, как упростить процесс съемки и свести
к минимуму набор необходимых предметов. Найдя в журналах рецепты
приготовления желатиновой фотоэмульсии (которую в те времена каждый
фотограф готовил самостоятельно и только для себя), Истман приступил к
созданию новой, сухой фотопластины, а затем — к разработке машины для
массового ее производства.
Тогда процесс фотографирования был доступен в основном
профессионалам: он был довольно трудоемок и требовал специальной
подготовки. Истман же сделал ставку на распространение фотографии и
среди любителей. Основными принципами работы его компании впоследствии
стали массовое производство с низкой себестоимостью, освоение
международных рынков, широкая рекламная кампания (Истман был одним из
первых бизнесменов, поверивших в силу рекламы) и ориентация на
удовлетворение потребностей клиентов. Эти потребности виделись ему в
создании предельно легкой (как по весу, так и в обращении) камеры и
максимального сокращения затрат за обработку фотографий. И он не
прогадал.
![]() Фотоаппарат Kodak 3A и пленка Kodak |
![]() Джордж Истман |
Итак, после трех лет экспериментов
Истману удалось разработать сухую фотопластину и специальную машину для
ее изготовления. В 1880-м он берет в аренду этаж здания на улице Стейт
в Рочестере и приступает к производству пластин на продажу.
Вдохновленный свежими идеями Истмана бизнесмен Генри Стронг вкладывает
в дело некоторый капитал: в 1881-м они основывают партнерскую компанию
Eastman Dry Plate Company (Компания по производству сухих фотопластин
Истмана).

Здание компании Kodak. 1892 г.
© Courtesy Kodak Historical Collection
Дела шли с переменным успехом: однажды
предприятие чуть было не потерпело крах, выпустив на рынок бракованные
фотопластины. Когда брак обнаружился, компания, дабы сохранить (или
приобрести) свою репутацию, была вынуждена отозвать весь тираж, заменив
его качественным и потратив на него последние имевшиеся средства.
![]() ![]() Рекламная компания Kodak |
![]() Джордж Истман с камерой Kodak |
Истман продолжал свои эксперименты, целью
которых было создание более легкой и гибкой, чем стекло, основы для
фотоэмульсии. Он наносил эмульсию на бумагу, а затем, скрутив ее,
помещал в кассеты, заменявшие стеклянные пластины в фотокамере. Система
имела большой успех, но выявила и свои недостатки: зернистая структура
бумаги увеличивала зернистость изображения. Тогда было решено покрывать
бумагу слоем обычного растворимого желатина, а поверх него —
нерастворимого светочувствительного. После экспонирования и проявления
слой желатина вместе с изображением переносился на лист прозрачного
желатина и покрывался раствором целлюлозы — коллодиевым лаком,
образовывавшим гибкую пленку после высыхания. Так была создана первая в
истории рулонная фотопленка, простая в использовании и доступная не
только профессионалам, что и определило успех предприятия Истмана в
сфере любительской фотографии.
Уже в 1884 году Eastman Dry Plate Company была преобразована в
Eastman Dry Plate and Film Company (Компания по производству сухих
фотопластин и пленок Истмана), которая включала уже 14 акционеров. С
1885-го развернулась первая рекламная кампания по продаже новой
светочувствительной пленки. Годом позже Истман запатентовал особую
камеру-ящик для роликовой катушки на 48 негативов 4 x 5 дюймов с
фокусирующей оптикой.
![]() Kodak 3A. Фото © Matt Denton |
![]() Джордж Истман с камерой Kodak |
В том же году было зарегистрировано слово «Кодак» как торговая марка. По поводу его этимологии существовало множество версий, но сам Джордж Истман отвергал их все, кроме одной: «Я сам придумал это слово. Буква К — моя любимая буква алфавита. Она мне кажется сильной и запоминающейся. Мне пришлось перепробовать множество комбинаций букв, прежде чем получилось слово, начинающееся и заканчивающееся на букву К. И слово „Кодак” — результат моих исканий».
Окруженное желтым фоном, слово превратилось в запоминающийся визуальный образ; рекламное изображение улыбающейся девушки с фотоаппаратом стало визитной карточкой компании. В 1897 году освещенное лампочками слово Kodak уже красовалось на Трафальгарской площади в Лондоне и стало одним из первых известных логотипов. Компания активно развивалась, строились заводы, по всему миру открывались новые представительства. Сегодня собственные представительства «Кодак» имеются в Канаде, Мексике, Бразилии, Великобритании, Франции, Германии, Австралии, России и США, а с помощью дочерних предприятий продукция распространяется более чем в 150 странах.