Eastman Kodak © Arthur Tsao Photography
ИСТОРИЯ КОМПАНИИ "КОДАК"
Дарья ПЫРКИНА
История
всемирно известной Eastman Kodak Company, одного из крупнейших в мире
производителей фото- и кинотехники, фотоматериалов и сопутствующих
товаров, входящего в число самых влиятельных транснациональных
корпораций, началась в конце 1870-х годов, когда младший клерк
Сберегательного банка Рочестера Джордж Истман приобрел фотоаппарат и
необходимые прилагаемые к нему принадлежности, чтобы запечатлеть
основные моменты своего отпускного путешествия.
Фотоаппараты тех времен обладали довольно внушительными размерами,
требовали тяжелого штатива, а весь процесс — еще и специальной палатки
для нанесения фотоэмульсии на пластины перед экспонированием,
проявления, высушивания, химикатов и емкостей для них. Для
транспортировки всего этого скарба к месту съемки, как сокрушался
Истман, требовалась по меньшей мере лошадь. В конце концов путешествие
Истмана отменилось, но увлечение фотографией стало поворотным пунктом в
его судьбе. Он задался вопросом, как упростить процесс съемки и свести
к минимуму набор необходимых предметов. Найдя в журналах рецепты
приготовления желатиновой фотоэмульсии (которую в те времена каждый
фотограф готовил самостоятельно и только для себя), Истман приступил к
созданию новой, сухой фотопластины, а затем — к разработке машины для
массового ее производства.
Тогда процесс фотографирования был доступен в основном
профессионалам: он был довольно трудоемок и требовал специальной
подготовки. Истман же сделал ставку на распространение фотографии и
среди любителей. Основными принципами работы его компании впоследствии
стали массовое производство с низкой себестоимостью, освоение
международных рынков, широкая рекламная кампания (Истман был одним из
первых бизнесменов, поверивших в силу рекламы) и ориентация на
удовлетворение потребностей клиентов. Эти потребности виделись ему в
создании предельно легкой (как по весу, так и в обращении) камеры и
максимального сокращения затрат за обработку фотографий. И он не
прогадал.
Фотоаппарат Kodak 3A и пленка Kodak
|
Джордж Истман
|
Итак, после трех лет экспериментов
Истману удалось разработать сухую фотопластину и специальную машину для
ее изготовления. В 1880-м он берет в аренду этаж здания на улице Стейт
в Рочестере и приступает к производству пластин на продажу.
Вдохновленный свежими идеями Истмана бизнесмен Генри Стронг вкладывает
в дело некоторый капитал: в 1881-м они основывают партнерскую компанию
Eastman Dry Plate Company (Компания по производству сухих фотопластин
Истмана).
Здание компании Kodak. 1892 г. © Courtesy Kodak Historical Collection
Дела шли с переменным успехом: однажды
предприятие чуть было не потерпело крах, выпустив на рынок бракованные
фотопластины. Когда брак обнаружился, компания, дабы сохранить (или
приобрести) свою репутацию, была вынуждена отозвать весь тираж, заменив
его качественным и потратив на него последние имевшиеся средства.
Рекламная компания Kodak
|
Джордж Истман с камерой Kodak
|
Истман продолжал свои эксперименты, целью
которых было создание более легкой и гибкой, чем стекло, основы для
фотоэмульсии. Он наносил эмульсию на бумагу, а затем, скрутив ее,
помещал в кассеты, заменявшие стеклянные пластины в фотокамере. Система
имела большой успех, но выявила и свои недостатки: зернистая структура
бумаги увеличивала зернистость изображения. Тогда было решено покрывать
бумагу слоем обычного растворимого желатина, а поверх него —
нерастворимого светочувствительного. После экспонирования и проявления
слой желатина вместе с изображением переносился на лист прозрачного
желатина и покрывался раствором целлюлозы — коллодиевым лаком,
образовывавшим гибкую пленку после высыхания. Так была создана первая в
истории рулонная фотопленка, простая в использовании и доступная не
только профессионалам, что и определило успех предприятия Истмана в
сфере любительской фотографии.
Уже в 1884 году Eastman Dry Plate Company была преобразована в
Eastman Dry Plate and Film Company (Компания по производству сухих
фотопластин и пленок Истмана), которая включала уже 14 акционеров. С
1885-го развернулась первая рекламная кампания по продаже новой
светочувствительной пленки. Годом позже Истман запатентовал особую
камеру-ящик для роликовой катушки на 48 негативов 4 x 5 дюймов с
фокусирующей оптикой.
Kodak 3A. Фото © Matt Denton
|
Джордж Истман с камерой Kodak
|
В 1888 году оптическая система была
усовершенствована, и на рынок вышла первая камера «Кодак» размером
примерно 6 x 3,5 x 4 дюйма и сопровождаемая инструкцией, содержащей
всего лишь набор элементарных действий: направить камеру; нажать на
кнопку; повернуть ключ; дернуть шнур. Объектив передавал круглое
изображение диаметром 2,25 дюйма на пленку, содержащую 100 кадров и
помещенную в ролик. Кроме того, пользователям была предложена
«специальная услуга»: камера с отснятым роликом посылалась по почте
обратно производителю, и через некоторое время он возвращал ее,
заряженную новым роликом, а также все имевшиеся на присланной пленке
кадры, отпечатанные и наклеенные на картон. Все это сопровождалось
рекламным слоганом: «Вы нажимаете на кнопку, а мы делаем все
остальное». Разумеется, каждый покупатель становился увлеченным
фотолюбителем.
В том же году было зарегистрировано слово «Кодак» как торговая
марка. По поводу его этимологии существовало множество версий, но сам
Джордж Истман отвергал их все, кроме одной: «Я сам придумал это слово.
Буква К — моя любимая буква алфавита. Она мне кажется сильной и
запоминающейся. Мне пришлось перепробовать множество комбинаций букв,
прежде чем получилось слово, начинающееся и заканчивающееся на букву К.
И слово „Кодак” — результат моих исканий».
Окруженное желтым фоном, слово превратилось в запоминающийся
визуальный образ; рекламное изображение улыбающейся девушки с
фотоаппаратом стало визитной карточкой компании. В 1897 году освещенное
лампочками слово Kodak уже красовалось на Трафальгарской площади в
Лондоне и стало одним из первых известных логотипов. Компания активно
развивалась, строились заводы, по всему миру открывались новые
представительства. Сегодня собственные представительства «Кодак»
имеются в Канаде, Мексике, Бразилии, Великобритании, Франции, Германии,
Австралии, России и США, а с помощью дочерних предприятий продукция
распространяется более чем в 150 странах.
|