ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ФОТОГРАФИИ
В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Мария ГРИЦАЙ
[b]Фотография не была всего лишь техническим новшеством, подобно многим
другим изобретениям девятнадцатого века, как утверждают многие издания
по истории фотографии. Фотография стала принципиально иным способом
взаимодействия человека с окружающим миром и преподнесла иную
визуальную практику, до того времени незнакомую. Художники, давно
искавшие возможность отразить, подобно зеркалу, мельчайшие грани того,
что называется реальностью, казалось, получили ответ, но не от
гениального мастера - собрата по художественному цеху, а от созданной
наукой «машины для запечатления мира». Возникновение изображения с
помощью солнечного света, а не кисти или карандаша, несомненно, должно
было казаться чудом.[/b]
Эксперименты по фиксированию фотографического изображения проводились
во многих странах, а оптика и химия уже давно подготовили почву для
появления фотографии. Уильям Генри Фокс Тэлбот и Нисефор Ньепс в один и
тот же год добились сходных результатов, однако между их открытиями
существовала принципиальная разница. Французское изобретение
(дагерротип) предполагало использование негатива (который одновременно
являлся позитивом) на металлической пластине, а Тэлбот изобрёл
негативно-позитивный метод (калотип) с бумажными негативами, отпечатки
с которых можно было бесконечно размножать, что положило начало
современной фотографии.
Поскольку
сами фотографы были заинтересованы в том, чтобы новое открытие получило
место на художественном Олимпе, то они одними из первых принялись
бороться за признание фотографии, в частности как искусства.
Изучение фотографии представляет определённую сложность, в связи с
присущей «технологичностью», в отличии, например, от живописи.
Начиная с середины XIX века, а действительно научно только с 1930-х
годов, производится «конструирование» истории «нового искусства». При
этом сами фотографы в своих работах, прежде всего, старались проявить
максимум вторжения в процесс фотографирования.
Нужно помнить, что феномен фотографии и специфика её восприятия
затрагивают серьёзные проблемы, связанные с эволюцией искусства и, в
конечном счёте, с вопросом: что же представляет собой искусство вообще?
Также существенной является проблема, как тесно связана фотография с
внедрением новых технологий в развитие искусства.
Появление фотографии вызвало сильное удивление современников.
Прежде всего, способность «солнечного карандаша» к механическому
воспроизведению натуры, как казалось, без усилий и за короткое время,
составляла разительный контраст напряжённому труду художника, его
долгосрочному обучению и постепенной работе. Вторая черта фотографии,
поразившая (и продолжающая поражать до сих пор) зрителей, - её
способность к миметическому «совершенству», воссозданию мельчайших
подробностей реальности, которые даже человеческий глаз не в состоянии
заметить. Новый метод запечатления мира находил как сторонников, так и
противников. Все аргументы критиков вращаются вокруг миметической
природы фотографии и роли автора в процессе воспроизведения реальности.
В XIX веке возрос интерес ко всему видимому: доверяли зрению,
которое считалось тем источником познания, на который можно положиться.
Правдивость видения художника не подвергалась сомнению, что отразилось
на сложении штампа - «он так видит», связанного с тем, что художник
воспринимается как творец. Фотокамеру часто сравнивали с глазом,
умеющим сохранять зрительные впечатления и фиксировать их.
Противники
фотографии постоянно говорили о том, что она механистична и не является
искусством, поскольку действует не художник, а фотокамера. Для них
слово «фотография» становится синонимом бездушного инструмента,
лишённого вдохновения и демиургической воли художника. Одним из доводов
в пользу художественной фотографии становится наличие автора,
одушевляющего безликую машину. Такие понятия, как вдохновение,
темперамент, интерпретация очень характерны для художественной критики
эпохи. Они часто используются критиками фотографических выставок
применительно к произведениям талантливых фотографов. Таким образом,
«умный фотограф» создаёт язык, которым выражает свою мысль, чувства,
идеи.
Необходимо отметить, что сторонники фотографии говорят о фотографе,
а не о фотографии вообще. По их мнению, её оправдывает то, что она
является таким же инструментом, как кисть или карандаш, будучи всего
лишь средством, находящимся под контролем автора. В 1853 году в статьях
критика Эрнеста Лакана появляется образ «художника-фотографа».
Мастерская фотомастера, методы его работы, да и вся его жизнь
представлены как «поэтический», «артистический» мир, в котором царят
фантазия, «живописный беспорядок». Он творит на лоне природы, в блузе,
в широкополой шляпе. Этот персонаж умён, образован, «но не без
странностей». Он заявляет о себе: я - художник!
Заметим, впрочем, что даже сторонники фотографии признавали
некоторую её «неполноценность» по сравнению с живописью. Место
фотографии по отношению к прочим искусствам признаётся подчинённым, в
особенности из-за невозможности добиться свободы манипуляций художника,
и, в частности, это касается отсутствия цвета в фотографии. Она
воспринимается как техника, неразрывно связанная с натурой; степень
творческой свободы фотографа не так велика, как у живописца. В этом
сторонники фотографии отчасти согласны с её противниками.
В заключении, отметим, что споры о фотографии в период второй
половины XIX века развиваются вокруг проблемы «фотография как
искусство». Критики считают её целиком зависимой от живописи и графики.
Поэтому главным «обвинением» фотографии является упрёк в
механистичности, а её сторонники утверждают, напротив, что фотограф как
Мастер привносит элемент рукотворного, а значит, человеческого.
|